© 2025 Автобазар™– Купить новое авто или продать бу с пробегом в Украине
Автоконструкторы не зря предусмотрели каталитический нейтрализатор, заботясь об экологии, но он может стать «головной болью» для владельца. Естественно, автомобилист задается вопросом о том, как произвести удаление катализатора в автомобиле и можно ли это делать. Эта проблема заслуживает особого внимания.
Катализатор, а точнее, каталитический нейтрализатор — это специальное устройство в выпускной системе автомобиля, предназначенное для очистки выхлопных газов от вредных примесей (прежде всего СО, СО2, СН). Конструктивно он представляет собой утолщенную трубу с картриджем в виде удлиненных сот, на стенки которого нанесено напыление из металлов платиновой группы (платина, иридий, палладий, родий). Чаще всего картриджи содержат керамические элементы.
Разогретые выхлопные газы, проходя через катализатор, вступают в химическую реакцию с металлическим напылением, в результате чего происходит нейтрализация особо вредных компонентов. Для активной реакции необходима температура более 300 °С, которая достигается при работе двигателя. В конечном итоге в атмосферу выбрасываются очищенные до допустимой нормы газы.
В современных автомобилях в выходной зоне нейтрализатора устанавливаются датчики контроля чистоты выхлопа и содержания кислорода. Они соединены с системой управления двигателя, корректируя его работу. Таким образом, катализатор не только обеспечивает очистку газов, но и существенно влияет на рабочие режимы всей силовой установки автомобиля.
В процессе эксплуатации автомобиля катализатор теряет свои функциональные способности и выходит из строя — загрязняется благородное напыление, что мешает началу химической реакции, или происходит механическое разрушение элементов конструкции. Основной причиной становится естественный износ материалов, а потому долговечность катализаторов ограничивается пробегом в 90 000–160 000 км. Заметно сокращают срок службы некачественное топливо и неисправности системы зажигания.
Неисправный каталитический нейтрализатор не позволяет выходить газам в полном объеме, из-за чего возрастает давление в промежутке между двигателем и препятствием в трубе. Датчики определяют неполадки и автоматически снижают мощность. Заметно увеличивается расход топлива.
При появлении проблем с катализатором положено заменить его новым. Однако у многих автомобилистов возникает другое желание — удалить это устройство вообще и адаптировать датчики к новым условиям работы. Этому способствует ряд причин. Во-первых, новый катализатор стоит немало — от 10 до 60 тыс. гривен (в зависимости от категории авто и объема двигателя). Во-вторых, замена не устраняет периодических проблем с тягой и запуском двигателя. Всем известно, что неочищенные выхлопы наносят вред экологии, но удаление нейтрализатора позволяет повысить мощность автомобиля, снизить расход топлива, избавиться от необходимости контроля его работы.
Удаление катализатора без замены новым имеет такие преимущества:
Надо помнить и о серьезных минусах такого мероприятия:
В целом преимущества удаления достаточно весомы. В то же время появляется реальный риск в том, что не удастся пройти техосмотр в части контроля СО.
При принятии решения об удалении катализатора важно учесть, что его нельзя просто снять и выбросить, т. к. датчики, сообщая о неисправности, будут мешать работе двигателя, переводя систему в аварийный режим. Для устранения этого придется воспользоваться одним из вариантов — перепрограммировать электронный блок управления или адаптировать датчики. Кроме того, потребуется установка пламегасителя, понижающего температуру выходящих газов. Перепрограммирование блока может провести только специалист, а вот другие мероприятия можно выполнить своими руками.
Демонтировать катализатор можно самостоятельно. Для этого вначале определяется его тип и конструкция. Устройство может располагаться в выходном тракте под днищем машины или непосредственно в выхлопном коллекторе. В первом случае достаточно просто открутить болты. Если они не предусмотрены, то устройство вырезается болгаркой. Во втором — надо снять и разобрать коллектор, а затем удалить картридж.
Адаптировать датчики можно несколькими способами. Наиболее простой — прошивка под Евро-2, т. е. под прежнюю систему, которая использовала только один датчик (лямбда). Сейчас применяется Евро-3 или 4 с добавочными датчиками (верхние лямбды), определяющими степень очистки газов в катализаторе. Требуется удалить эти дополнительные датчики, оставив только нижнюю лямбду, а в программу блока управления внести соответствующие коррективы.
Серьезных изменений в управляющую программу вносить при установке «обманок» не придется. Они монтируются между нижней и верхними лямбдами, имитируя работу катализатора. Применяются такие варианты «обманок»:
Любой из вариантов обойдется недорого — от 700 до 1800 гривен.
Для снижения температуры выходящих газов необходим пламегаситель — стронгер. Один из самых простых вариантов — футорка в виде набора перегородок, отодвигающих датчик от газового потока. Одновременно создается сопротивление, которое понижает температуру. Можно установить стандартный стронгер. Он эффективно выполнит свою функцию первичного глушителя, а стоит намного меньше нового катализатора.
Все работы по монтажу заменителя катализатора можно доверить специалистам автомастерской. Цена установки «обманки» составит от 440 гривен (без материалов), а пламегасителя — от 1100 гривен, включая его стоимость.
При выходе из строя катализатора некоторые владельцы автомобилей принимают решение о его полном удалении. Такое мероприятие имеет свои плюсы, но надо помнить и о сложностях, с которыми придется столкнуться при прохождении техосмотра. Удаление катализатора избавит от многих проблем. Его можно осуществить своими руками или в мастерской, но важно позаботиться об адаптации датчиков контроля к работе в новых условиях.
PassatGolfJettaGolfTouaregTiguanTouran
FiestaEdgeKugaFocusFocusFusionEscape
X1X3X53 series
6CX-9CX-5
VitaraSx4
SportageSorentoNiro
ASXOutlanderPajero Sport
DusterCapturMeganeSanderoLogan
2083083008
RapidOctaviaKodiaqKaroq
SGLACLA
CorollaCamryRAV 4
© 2025 Автобазар™– Купить новое авто или продать бу с пробегом в Украине