© 2025 Автобазар™– Купить новое авто или продать бу с пробегом в Украине
С января 2018 года открылась новая страница в сфере сертификации – была отменена государственная система сертификации УкрСЕПРО. Фактически, это значит, что она стала не обязательной, а добровольной.
С одной стороны, это европейская практика - когда не государство, а рынок регулирует качество продукции. Такой подход позволяет производителю/представителю акцентировать внимание потребителя на конкретных характеристиках своей продукции, а не загонять себя в рамки государственных норм и требований.
Как изменилось качество моторного масла и изменилось ли после отмены госсистемы сертификации в Украине, выяснил Институт потребительских экспертиз. Для испытаний в лабораторных условиях было выбрано 10 моторных масел 5W-40 различных брендов в разной ценовой категории.
Цель эксперимента – проверить моторные масла на соответствие заявленным характеристикам и определить, какие из них могут считаться лучшими на украинском рынке.
Какие масла проверяли
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МАСЛА | ОБЪЕМ, л | ЦЕНА, грн |
---|---|---|---|
1 |
Castrol EDGE SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) |
4 | 955 |
2 |
XADO ATOMIC OIL SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) |
4 | 846 |
3 |
ELF Evolution 900 SXR SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) |
4 | 618 |
4 |
Mobil Super 3000 X1 SAE 5W-40 (API SN/SM ACEA A3/B4) |
4 | 635 |
5 |
Shell HELIX HX7 SAE 5W-40 (API SN ACEA A3/B4) |
4 | 639 |
6 |
LIQUI MOLY Top Tec 4100 SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) |
4 | 897 |
7 |
NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+ (API SN/CF/EC, ACEA C3, A3-B4) |
4 | 750 |
8 |
ARAL High TRONIC SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) |
4 | 731 |
9 |
ZIC SK X9 LS 5W-40 (API SN ACEA C3, A3/В3/B4) |
4 | 660 |
10 |
Kroon-Oil Emperol SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) |
4 | 542 |
Из 10 образцов, ровно половина (Castrol, Liqui Moly, Nanoprotec, Aral и ZIC) классифицируются как ACEA C3. Если кратко, в таких маслах меньше содержания серы и фосфора и сульфатной золы, чем в маслах категории A3/B4 (буквы «А» и «В» определяют тип двигателя – для бензинового или дизельного). Масла с допуском ACEA C3 предназначены для автомобилей экологического класса не ниже Евро 4 и совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.
Обратите внимание: нельзя использовать для новых автомобилей масла более раннего поколения, чем предусмотрено производителем. То же касается и использования масел нового поколения в старых авто. Перед покупкой, необходимо посмотреть руководство по эксплуатации и/или проконсультироваться со специалистами, чтобы требования и допуски соответствовали конкретному автомобилю.
Как проводился эксперимент
Исследования качества моторных масел проводились в испытательном центре НИИ «МАСМА» в Киеве, одном из наиболее авторитетных учреждений в этой сфере.
Каждый образец проверяли на базовые физико-химические свойства, после чего были проведены лабораторно-стендовые методы исследования. Последние позволяют сымитировать использование масел в реальных условиях, включая наиболее экстремальные.
Подробнее о методике проведения экспериментов и стендовых испытаниях, смотрите видео:
Проверка моторного масла
Физико-химические испытания
По основным физико-химическим свойствам все 10 масел успешно прошли лабораторную проверку. Абсолютно все образцы соответствуют нормам и отвечают заявленным характеристикам.
Наименования показателей, единицы измерений |
НД на метод ы исследований |
CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с |
ДСТУ ГОСТ 33-2003 | 12,86 | 14,13 | 14,71 | 13,30 | 14,83 | 13,88 | 13,13 | 14,18 | 13,20 | 14,15 |
Вязкость кинематическая при 40 °С, мм²/с |
ДСТУ ГОСТ 33-2003 | 76,01 | 84,96 | 91,41 | 81,77 | 92,87 | 87,54 | 80,13 | 87,70 | 78,42 | 87,36 |
Индекс вязкости |
ДСТУ ГОСТ 25371:2006 |
171 | 172 | 168 | 165 | 167 | 163 | 166 | 167 | 171 | 168 |
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла |
ДСТУ 5094:2008 | 5,64 | 8,56 | 9,10 | 9,07 | 9,26 | 6,93 | 6,61 | 6,34 | 5,60 | 8,16 |
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла |
ISO 3771-2011 | 7,30 | 11,10 | 10,20 | 10,01 | 10,70 | 7,7 | 7,50 | 7,80 | 7,6 | 10,6 |
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла |
ГОСТ 11362-76 | 1,60 | 2,54 | 1,88 | 1,86 | 2,22 | 1,73 | 1,50 | 1,80 | 1,76 | 3,25 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С |
ISO 2592-2000 | 234 | 232 | 238 | 230 | 234 | 234 | 242 | 232 | 234 | 238 |
Температура застывания, °С |
ГОСТ 20287 -91 |
минус 38 |
минус 42 |
минус 38 |
минус 40 |
минус 50 |
минус 42 |
минус 42 |
минус 45 |
минус 40 |
минус 36 |
Зольность сульфатная, % |
ДСТУ ГОСТ 12417:2006 | 0,8 | 1,37 | 1,07 | 1,0 | 1,2 | 0,80 | 0,80 | 0,80 | 0,80 | 1,28 |
Массовая доля механических примесей, % | ГОСТ 6370-83 | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие |
Массовая доля воды, % | ГОСТ 2477-65 | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие |
Плотность при температуре 20°С, кг/м³ |
ГОСТ 3900-85 | 848,4 | 851,5 | 848,7 | 850 | 839,9 | 848,9 | 846,4 | 848,5 | 845,4 | 850,9 |
Массовая доля кальция, % | ГОСТ 13538-68 | 0,220 | 0,350 | 0,270 | 0,250 | 0,300 | 0,200 | 0,23 | 0,190 | 0,210 | 0,320 |
Массовая доля цинка, % | ГОСТ 13538-68 | 0,090 | 0,120 | 0,100 | 0,100 | 0,115 | 0,090 | 0,080 | 0,095 | 0,090 | 0,130 |
Массовая доля фосфора, % | ASTM D 1091-2005 | 0,085 | 0,114 | 0,095 | 0,095 | 0,109 | 0,085 | 0,076 | 0,090 | 0,085 | 0,123 |
Нормы согласно европейской классификации АСЕА:
Для категории А3/В4:
Общее щелочное число не меньше 10,0 мг КОН/г, сульфатная зольность от 1,0 до 1,6 %.
Для категории С3:
Общее щелочное число не меньше 6,0 мг КОН/г, сульфатная зольность не более 0,8 %.
Стендовые испытания
Согласно результатам стендовых испытаний, масла трех производителей не прошли проверку коррозионности на пластинках из свинца. Отметим - предохранение деталей двигателя от коррозии является одним из важных назначений моторного масла. Излишнюю коррозионную активность показали масла Castrol, Kroon-oil и Xado.
Коррозионность масел
Наименования показателей, единицы измерений |
НД метод исследований | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2 |
ГОСТ 20502-75 | 7,1* | 20,5* | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | 15,7* |
* - отсутствие коррозионности до 5 г/м2.
Индукционный период осадкообразования
В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.
Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам - у Xado.
* - отсутствие коррозионности до 5 г/м2.
Индукционный период осадкообразования
В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.
Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам - у Xado.
Наименования показателей, единицы измерений |
НД метод испытаний | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стабильность по индукционному периоду образования осадка в течение 40 часов (массовая доля осадка) Относительное изменение вязкости, % Кислотное число, мг КОН/г |
ГОСТ 11063-77 ГОСТ 11362-76 |
выдерживает (0,011%) 36 3,52 |
выдерживает (0,024 %) 39 7,35 |
выдерживает (0,013 %) 31 6,84 |
выдерживает (0,034%) 27 6,30 |
выдерживает (0,015%) 15 4,20 |
выдерживает (0,012%) 28 3,20 |
выдерживает (0,010%) 11 3,02 |
выдерживает (0,012%) 34 3,35 |
выдерживает (0,011%) 34 3,40 |
выдерживает (0,02%) 17 5,20 |
Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±5°C
Эти испытания проводились на четырёхшариковой машине трения с целью определения критической нагрузки, показателя износа и индекса задира, в конечном итоге, для оценки смазывающих свойств масел. В данном случае образцы нужно оценивать в совокупности по трем параметрам с разделением масел по классу.
Класс ACEA C3
Класс A3/B4
Наименования показателей, единицы измерений |
НД метод испытаний | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - показатель износа (Дз) (196 Н, 1 час.), мм |
ГОСТ 9490 | 0,33 | 0,30 | 0,30 | 0,38 | 0,27 | 0,28 | 0,30 | 0,30 | 0,54 | 0,28 |
Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - критическая нагрузка (Рк), Н |
ГОСТ 9490 | 921 | 784 | 1166 | 1039 | 1098 | 1098 | 1098 | 980 | 921 | 1098 |
Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - индекс задира, Н |
ГОСТ 9490 | 412 | 444 | 487 | 491 | 502 | 501 | 474 | 503 | 409 | 498 |
Цвет с разведением 15:85, единицы ЦНТ |
ГОСТ 20284-74 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Результаты проверки моторного масла
Какое масло самое лучшее, однозначно сказать сложно. Скорее, правильно сформулировать так – какое моторное масло лучше, а какое - хуже. При этом важно не забывать про ключевые характеристики, наиболее важные для моторного масло:
Для отечественного потребителя немаловажным фактором в пользу выбора того или иного масла является цена. Причем, как показывают результаты исследований, высокая стоимость не гарантирует соответствующее качество. Так, если посмотреть на итоги теста масел и цены, имеем парадоксальную картину – в Украине можно купить моторное масло среднего ценового сегмента, которое находится в высшей линейке качества.
Результаты исследований моторного масла
Какое моторное масло самое лучшее?
Выбор масла для своего автомобиля по бренду и/или цене не всегда гарантирует качество. В то же время, как показывают испытания, стоимость ниже средней по рынку тоже должна насторожить. Резюмируя, остается выделить масла 3 брендов из категории С3, исследования которых показало наивысший уровень качества: Nanoprotec, Aral и Liqui Moly. По оценке физико-химических свойств и результатам стендовых испытаний с учетом цены, стоит выделить NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+, как оптимальное масло по соотношению цена/качество класса ACEA C3.
Материал предоставлен "Институтом потребительских экспертиз" (г. Киев)
Подробнее о результатах теста, методике проведения исследования, акредитации лаборатории, где проводились исследования, читайте на сайте Института потребительских экспертиз
PassatGolfJettaGolfTouaregTiguanTouran
FiestaEdgeKugaFocusFocusFusionEscape
X1X3X53 series
6CX-9CX-5
VitaraSx4
SportageSorentoNiro
ASXOutlanderPajero Sport
DusterCapturMeganeSanderoLogan
2083083008
RapidOctaviaKodiaqKaroq
SGLACLA
CorollaCamryRAV 4
© 2025 Автобазар™– Купить новое авто или продать бу с пробегом в Украине